Квест

Квест «В поисках наследия И.Я. Кривощекова»

Квест (от англ. «Quest – поиск») – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок за определенный промежуток времени.

В Кудымкаре в рамках конференции «От карты прошлого к карте будущего» мы провели квест «В поисках наследия И.Я. Кривощекова» и с удовольствиям делимся с вами его заданиями!

Легенда:

Иван Яковлевич Кривощеков (1854-1916) среди географов Урала занимает видное место. Это был самобытный ученый, родом из коми-пермяков. Благодаря природной любознательности и большой настойчивости в труде он проявил себя как крупный знаток Урала, географ и картограф, историк и этнограф. Увлекался он и археологией. Пожалуй, это самая таинственная часть его жизни. К вам в руки попало тайное письмо Ивана Яковлевича к его другу, Федору Александровичу Теплоухову. В нем он рассказывает о своих раскопках где-то в темных лесах Соликамского уезда, где им найдено было сокровище, спрятанное «на черный день». Призрак Ивана Кривощекова до сих пор появляется в Кудымкаре и ночами иногда слышен шепот «найдите его, найдите его..»

Команды получают в руки письмо. В нем зашифрован номер аудитории, с которой следует начать квест.

В письме в тексте встречаются цифры, над ними стоят точки – обозначающие порядковый номер этой цифры в коде. Из получившегося трехзначного кода складывается номер кабинета, в котором будет проходить квест.

Задача: собрать по кусочкам карту Пермской губернии. С обратной стороны написан номер аудитории, в которой спрятан приз.

Письмо:

«Милостивый Государь, Федор Александрович! Согласно поручения 1Вашего, я выполнял его, насколько позвол9яло время, всего куплено вещей чудских более ста штук и покупка эта, благодаря Вашему поручению, принесла мне много пользы и даже я начинаю втягиваться в археологический вкус; прежде всего, без всякой теории, а так сказать чутьем, я начинаю различать древнерусские вещи от чудских и сознаюсь, что более проникся уважением к этому м2алоизвестному народу, который кажется, мне даже будет сродни, так как есть много оснований думать, что современные пермяки и зыр3яне есть потомки Чуди. Меня уверяли, что по настоящее время потомки Чуди проживают в Вологодской губернии вблизи пермской границы, отличающиеся замечательной физической силой. Археологические работы, может быть, будут окончены согласн4о назначения, если будет хорошая погода и руки не подведут меня, — С. о котором писал я ранее, я спрятал, рабочие не заметили ничего, да и не до этого им; г. Оржеховский по поручению Конторы привел для лесных работ 5 человек, но отдал нам всего 3-х; вследствие недостатка, съемка идет на один инструмент. Рачев и Селиванов с 6 рабочими занимаются таксацией, а я для себя л5ично не могу найти ни одного и потому в партии Замараева исполняю роль сыщика. Кубинская контора, кажется, заб6ыла о нас, так как было время, что мы сидели в казарме с одним руб7лем в кассе, бе0з чаю, сахару, таб8аку и проч.»

Задание 1. На парте в аудитории стоит стакан соли (в соли спрятан ключ к графическому шифру (рис. 1), кусок бумаги с номерами (рис. 2)), а под ним указатель географических наименований Кривощекова. Рядом лежит карандаш. В указателе зашифрованы 5 названий городов Соликамского уезда (сверху-вниз): Лысьва, Губаха, Кудымкар, Березники и Соликамск (рис. 3). Рядом – шифр: Б1 – обозначение номера буквы в названии города. При разгадке получается слово «книга». Книга лежит на подоконнике. В книгу вложены карта Соликамского уезда и кусок бумаги с зашифрованным посланием (рис. 4).

Рис. 1. Шифр к заданию. В горизонтальных строках по порядку зашифрованы буквы алфавита. Сначала участникам нужно вписать над каждым человечком зашифрованную букву, затем приступать к расшифровке послания.

Рис. 2. Буклет с описаниями городов.

Рис. 3. Числовой шифр для задания 4.

Рис. 4. Шифр-загадка. При расшифровке получается: «Когда открываешь, воздух в дом пускаешь». Подсказка, что следующий шаг связан с бумагами, которые лежат на окне.

Задание 2. В стакане соли нужно найти ключ к шифру и расшифровать послание. В нем загадка – «Когда открываешь, воздух в дом пускаешь». Команда идет к окну. На подоконнике лежит 3 листа бумаги. Если их совместить и приложить к окну (чтобы листы просвечивали), получается надпись «Карта Ирбитского уезда находится под ножкой парты» (рис. 5). На ножку парты наклеена наклейка с восклицательным знаком. Такая же наклейка есть на одной из картин на стене.

Рис. 5. Задание на логику. Нужно распечатать, разрезать и положить на подоконник в произвольном порядке.

Задание 3. Школьники отклеивают картину (рис. 6) и видят кроссворд. В кроссворде только горизонтальные строки. Вопросов 5. Остальные вопросы спрятаны за другими картинами (рис. 7, 8). При разгадке кроссворда получается анограмма слова «подоконник». Под подоконником(ами) находятся 3 карты: Кунгурский, Красноуфимский, Чердынский уезды. Также под подоконником находится тетрадь Кривощекова (рис. 9).

Рис. 6. Картина с восклицательным знаком и кроссворд на ее обратной стороне.

Рис. 7. Первая картина и задания к кроссворду на обратной стороне.

Рис. 8. Вторая картина и задания к кроссворду на обратной стороне.

Рис. 9. Тетрадь И.Я. Кривощекова. 

Задание 4. С помощью бумажки с номерами из задания 1 нужно с помощью тетради Кривощекова расшифровать подсказку, где искать карты. В бумажке первая цифра означает номер строки, а вторая – номер буквы. Ответ – обложка книги. В той же самой книге из задания 1 нужно снять обложку, там будет еще 2 куска карты: Камышловский и Шадринский уезды.

Задание 5. На стене наклеены цветные  бумажки. С обратной стороны на них буквы. Буквы одного слова – одного цвета. Их нужно отклеить от стены и сложить из них фразу: карты лежат под стульями. Под стулья приклеить карты Верхотурского и Оханского уездов. Также под стульями записка: «Догадайтесь, каких частей карты не хватает. Назовите их как пароль наблюдателю». Ответ: Пермский и Екатеринбургский уезд.

Задание 6. Наблюдатель выдает оставшиеся куски карты и открывает дверь. Все кусочки карты складываются вместе. На обратной стороне получается записка с номером аудитории, в которой находится приз.